Почему только 10% бизнес-инкубаторов эффективны?

Дата: 
18.05.2011 - 11:00

Публикация размещена на сайте UNOVA: //unova.ru/article/8021

Приветствуем читателей UNOVA! Мы, основатели «Центра коммерциализации инноваций», Михаил Захаревич и Леонид Данилов, открываем авторскую колонку. В ней будем делиться нашим опытом в направлении маркетинга и развития инновационных проектов, а также видением проблем и путей развития венчурного рынка России. Будем рады стать интересными и полезными для всех, кто живёт в мире новых идей.

И начнем с жизненных наблюдений. Сейчас много говорят об эффективности инфраструктуры рынка инноваций. В частности, технопарков и бизнес-инкубаторов, в создание и поддержку которых государство вкладывает значительные средства. Участники рынка регулярно поднимают вопрос о реальной пользе этих объектов для отрасли. Очевидно, что вопрос не праздный и заслуживает особого внимания.

Так, на одном мероприятии был озвучен тезис: из более чем 200 созданных в стране бизнес-инкубаторов реально работающими можно назвать лишь около 20. То есть, только 10% от общего числа.

По нашему мнению, эта цифра близка к истине. Наш опыт общения с бизнес-инкубаторами показывает, что в большинстве случаев они представляют собой офис с кофе-машиной и доступом в интернет. Конечно, это неплохо для проектов. Однако, основным назначением бизнес-инкубаторов мы видим создание «питательной среды» для резидентов. Прежде всего, это атмосфера предпринимательства, возможность общения с состоявшимися бизнесменами, получения недостающих знаний и компетенций, а также связей и ресурсов для продвижения проекта.

В итоге, нет самого главного – нацеленности инфраструктуры на конечный результат, измеримый и понятный. А таковым может считаться выпуск из инкубаторов и технопарков стабильного количества жизнеспособных, понимающих дальнейшую траекторию своего движения проектов. По сути, готовых к успешной коммерциализации бизнесов. Увы, но с этим пока всё достаточно сложно.

Получается, что сейчас большинство объектов инфраструктуры не в полной мере оправдывают вложенные в них деньги и время. То есть они не способствуют созданию на выходе устойчивого потока проектов, готовых выйти на рынок и заработать свою долю успеха. Находясь внутри «торнадо», с уверенностью можем говорить о том, что пока ситуация меняется не слишком активно.

Не вдаваясь глубоко в причины такого положения, можем сказать следующее: каким бы продвинутым ни был технопарк или инкубатор, без привлечения профессиональных компетенций для инкубируемых проектов он будет работать, по сути, вхолостую. Видя эту проблему, «Центр коммерциализации инноваций» одним из направлений своей деятельности выбрал консультационную поддержку резидентов бизнес-инкубаторов, технопарков, и других объектов инфраструктуры.

Наша поддержка позволяет проектам ответить на ряд ключевых вопросов, связанных с коммерциализацией. Прежде всего, начинающих инновационных предпринимателей волнуют вопросы, связанные с определением контуров рынка и пониманием целевой аудитории своего продукта. Казалось бы, вопросы очевидны, но опыт показывает, что 90% проектов не могут на них ответить и не обладают соответствующими компетенциями. По этой причине множество технологически перспективных проектов не находят своего потребителя и не преодолевают «долину смерти».

Прежде всего, мы видим потребность в такой поддержке у резидентов бизнес-инкубаторов технологических ВУЗов. С одной стороны, там способны рождаться прорывные технологии. С другой стороны, техническим специалистам не хватает бизнес-компетенций для создания и выведения на рынок инновационных продуктов.

Наш опыт в работе с инфраструктурой венчурного рынка показал, что даже час работы грамотного консультанта (в нашем случае, по вопросам будущих рынков инновационных продуктов) может в корне поменять восприятие ситуации, в которой находится проект, и резко сократить разрыв между идеей/технологией и будущим рыночным продуктом.
Резюмируя: сегодня инкубаторам и технопаркам нужно сосредоточить усилия на привлечении к работе с проектами экспертов, обладающих не только компетенциями, но и реальным практическим опытом.

Именно эти действия в конечном счете приносят наибольшую добавленную стоимость всему процессу инкубирования. Лишь при регулярном общении и поэтапном контроле экспертом развития подшефного проекта достигается максимальная отдача на каждый вложенный в инфраструктуру рубль.

Открыты к диалогу и будем рады вашим комментариям и мнениям.