Создание технологических кластеров на базе технопарков глазами маркетолога

Дата: 
10.06.2012 - 13:01

Публикация размещена по ссылке.

В СМИ давно и активно муссируется тема создания в России технологических кластеров. Обсуждается необходимость концентрации цепочки предприятий, создающих конечный продукт, в одном регионе, количество и отраслевая направленность кластеров, их географическая привязка. Не углубляясь в стратегические вопросы, хотелось бы посмотреть на процесс глазами маркетолога, работающего в сфере инноваций.

Чтобы придать практичности своим мыслям, я хочу взглянуть на создание кластеров не как на процесс сам в себе, а как на целенаправленное действие, имеющее под собой базу. И, с моей точки зрения, одним из видов базы для создания российских кластеров могли бы стать технопарки. Я не имею в виду бизнес-центры, которые получают преференции под вывеской «технопарк», а реально действующие или создаваемые для развития технологического бизнеса субъекты инновационной инфраструктуры.

Проблема с реально действующими технопарками заключается в том, что в них, как правило, размещаются проекты различной отраслевой направленности, что не даёт синергии от концентрации. Также в технопарках зачастую существует проблема недозагрузки площадей, что приводит к размещению в якобы технопарке абсолютно нетехнологических проектов, например, из сферы сервиса или ИТ. Или проектов на «посевной» стадии, которым скорее место в бизнес-инкубаторах. В результате в технопарке собирается совершенно разношёрстный табор резидентов.

Гораздо интереснее выглядит ситуация, в которой на базе технопарка размещаются предприятия одной или смежных отраслей, находящиеся в единой цепочке создания конечного продукта. Такая ситуация позволяет максимально загрузить офисные и производственные площади, разместить на производственной площадке оборудование совершенно определённого уровня и назначения, целенаправленно развивать базу резидентов. Последним же облегчается поиск контрагентов, обмен знаниями и информацией, снижается себестоимость их производства за счёт определённого оборудования технопарка и лёгкой логистики с контрагентами.

Вообще, если перейти на стратегический уровень и посмотреть на процесс создания кластеров сегодня, то основным «драйвером» процесса является создание в России т.н. «технологических платформ», или направлений технологического развития. Основными игроками, ответственными за создание и развитие платформ являются ГК «Ростехнологии» и ОАО «Роснано». При их содействии и идеологической поддержке к 2011 году предложено около 180 проектов технологических платформ, а официально принято 25 (интересующиеся могут найти больше информации в открытом доступе).

В результате формирования платформ запускается процесс создания технологических кластеров как естественной формы развития технологических платформ. В данном случае «кластер» – это локализованная сеть производителей, потребителей, исследовательских и внедренческих организаций, элементов государственной и социальной инфраструктуры, взаимосвязанных в рамках частного или государственно-частного партнерства. В России кластеры на сегодня формируются, как правило, на исторических базисах (например, научно-производственные кластеры в Подмосковье), либо путём интеграции близких по производственной цепочке предприятий (что является более редким случаем).

Если посмотреть на западный опыт, то кластеры могут формироваться и следующими способами:

  • Вокруг крупных технологических и исследовательских университетов (пример, Cambridge University);
  • Путём кооперации предприятий малого и среднего инновационного бизнеса, которые взаимодействуют с ведущими компаниями кластера как в рамках аутсорсинга (на постоянной основе), так и субконтрактинга (по отдельным договорам). Пример – Yorkshire and Humber Bioscience Cluster (Англия), ENNaB, NanoMAT (Германия);
  • На базе технопарков и бизнес-инкубаторов.

Последний вариант выглядит не менее привлекательным, чем создание кластеров вокруг университетов. Тем более, что в России для этого уже созданы предпосылки – выделяется финансирование и создаются как государственные, так и частные технопарки, имеется достаточно немалое количество компаний технологического бизнеса. В этой связи мне как маркетологу хотелось бы предложить ряд возможных действий для управляющей компании технопарка, которая озабочена его развитием и позиционированием, и которая видит создание кластера на основе технопарка как возможность для продвижения и выхода на положительный финансовый результат:

  • Изучение приоритетных технологических платформ, либо актуальных потребностей рынка в тех или иных технологиях;
  • Исследование возможностей и потенциала местных научно-производственных компаний;
  • Исследование наличия доступных академических и исследовательских ресурсов;
  • Оценка конкурентного окружения;
  • Оценка наличия платёжеспособного неудовлетворённого спроса в регионе или масштабах страны, понимание продуктов, необходимых потребителям;
  • Выбор возможного для развития направления, согласование и создание кластера на его основе;
  • Организация «твёрдой» и «мягкой» инфраструктуры для привлечения и обслуживания компаний - резидентов.

Данная работа, проделанная с успехом, может помочь «запустить» технопарк на полный оборот, дать ему возможность полной загрузки и самоокупаемости. Кроме этого, технопарк получает следующие выгоды от создания кластера на своей основе:

  • Привлечение в технопарк научно-исследовательского потенциала, максимальная загрузка лабораторных и производственных мощностей;
  • Возможность создания в рамках технопарка связки между наукой, локальной академической средой и бизнесом;
  • Повышение процента научных разработок и результатов исследований, успешно конвертированных в реализованные проекты и продукты;
  • Больший процент успешных компаний-резидентов, вышедших из малого в средний бизнес.

Понимая реалии российского бизнеса и текущие условия создания технологической инфраструктуры, наивно надеяться на то, что данное видение и поведение «от рынка» будет широко востребовано большим процентом управляющих. Однако в условиях, когда от менеджеров технопарков всё чаще требуют выполнения не количественных, а качественных показателей (успешность и скорость развития резидентов, повышение их годового оборота и прибыли, доказанная эффективность и полезность мер поддержки), ориентация на задачи государства по созданию кластеров, а также использование возможностей местной инновационной конъюнктуры в процессе формирования кластера, может помочь российскому технопарку создать успешный рыночный кейс не хуже западных примеров. Стоит лишь посмотреть на собственное развитие глазами управленца, а не государственного чиновника-администратора.