Польза от «упаковки»

Дата: 
30.07.2012 - 20:49

Не секрет, что технологические проекты ранней стадии, как правило, проигрывают онлайн и интернет проектам в скорости коммерциализации. Понятно, что это происходит по ряду причин:

  • технологические проекты более капиталоёмкие и ресурсоёмкие на начальной стадии развития;
  • вследствие этого они ГОРАЗДО медленнее окупаются;
  • больше рисков, особенно технологических и коммерческих, связанных с реализацией проекта;
  • наконец, тотальное неумение специалистов в области технологий, и молодых, и зрелых, представлять свои проекты заинтересованной аудитории экспертов и потенциальных инвесторов.

Особенно хотелось бы обратить внимание на последнее обстоятельство. Казалось бы, не самое важное, но сколько видели в своей экспертной практике примеров отличных технологических проектов с плохой подачей и отвратительной презентацией. Даже самый хороший проект, невкусно поданный, может потерпеть крах и не найти признание на рынке.

Для решения данной проблемы в последние год-два в инновационной инфраструктуре страны начал формироваться институт т.н. «упаковщиков» – сервисников, которые помогают инноваторам грамотно подчеркнуть в своей презентации плюсы и научиться показывать проект в лучшем свете. Конечно, наибольший опыт подобной работы накоплен в сфере онлайн и интернет-стартапов, но это и понятно – их физически больше. Хуже обстоит дело с проектами технологическими, и здесь хочется показать некоторые достижения команды «Центра коммерциализации инноваций», достигнутые совместно с Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ Высшая школа экономики. «Упаковка» – одно из основных направлений нашей деятельности. В силу наличия компетенций в маркетинге технологий большое внимание мы уделяем именно технологическому направлению.   

Одной из основных площадок, на которой проекту нужны услуги «упаковщика», – это конкурсы инновационных проектов. Традиционно к концу весны – началу лета завершается ряд основных конкурсов. В частности, в июне 2012г. завершился конкурс «Телеком-Идея», инициированный компанией МТС при поддержке Минкомсвязи РФ. Конкурс направлен на поиск наиболее перспективных технологических проектов, связанных с отраслью телекоммуникаций. Соответственно, важным критерием выбора лучших проектов являлась возможности применения разработок в сфере телекома. Для того, чтобы технологические предприниматели могли наиболее полно отразить в своей презентации бизнес-идею и модель, а также перспективы применения разработки в бизнесе телекоммуникационного оператора, с 18 финалистами конкурса на протяжении июня плотно работала команда «Центра коммерциализации инноваций» при поддержке Высшей школы маркетинга и развития бизнеса. ВШМиРБ предоставила лучших слушателей и выпускников для индивидуальной работы с каждым проектом-финалистом, а сотрудники «Центра коммерциализации инноваций» выступили кураторами их работы. Результатом стала профессиональная защита всех проектов, а также высокая оценка качества проработки проектов со стороны авторитетного жюри и менеджмента компании МТС. Подробнее о работе с проектами-участниками конкурса «Телеком-идея» и результатах можно посмотреть по данным ссылкам:

//telecomideas.ru/news/-/view-content/705509
//www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2012/07/04/495215
//www.company.mts.ru/press-centre/press_release/2012-07-13-1735607/
//telecomideas.ru/news/-/view-content/707106

Буквально вслед за конкурсом «Телеком-идея» подводились итоги национального конкурса инновационных проектов «БИТ». Конкурс развивается при поддержке Российской венчурной компании, берёт свой исток с региональных конкурсов и конкурсов стран СНГ, имеет многоэтапную структуру и длится не менее полугода. По количеству и качеству проходящих через него проектов, а также общему уровню организации данный конкурс является ведущим на российском рынке. На этапе полуфинала и финала конкурса проводятся т.н. «менторские сессии», с проектами работают лучшие менторы венчурного рынка. 

Несмотря на обычно широкую представленность на финальных стадиях конкурса проектов из сферы ИТ и интернет, первый приз взял технологический проект iSkyTracker, ментором которого по маркетингу и развитию бизнеса выступил генеральный директор «Центра коммерциализации инноваций» Михаил Захаревич. Подробнее об итогах конкурса и проекте-победителе ниже:

//www.cci-hse.ru/node/50 
//bit-konkurs.ru/novosti_proekta/Podrobno/Pobediteli_BIT-2012

Традиционно перед летним замиранием инновационной активности наиболее значимым событием становится молодёжный форум «Селигер» и проводимая в начале июле смена «Инновации и технологическое творчество», на которую собираются инновационные проекты ранней стадии со всей страны. В рамках смены в 2012 году Российская венчурная компания провела 6-дневную образовательную программу для сотни лучших инновационных проектов на форуме, т.н. «Парад упаковщиков». Целью программы стало не только обучение молодых инноваторов основным компетенциям, необходимым им для «упаковки» проекта, но и отбор лучших из лучших для презентации перед серьёзным экспертным жюри, включающем в себя таких профессионалов как Евгений Кузнецов и Игорь Пичугин (Российская венчурная компания), Александр Каширин (Ростехнологии, СБАР), других знаковых для рынка инноваций фигур.
 
На протяжении 6 дней 6 лучших команд упаковщиков, включая команду «Центра коммерциализации инноваций», по приглашению РВК обучали поток проектов, а также работали каждый со своими 15-20 проектами. Итогом стало представление 4х проектов от каждого из «упаковщиков» на презентацию перед экспертным жюри, которое должно было определить 10-ку наилучших проектов. Таким образом, оценивались не только проекты, но и мастерство «упаковщиков».

Команда «Центра Центра коммерциализации инноваций» сосредоточилась на работе с технологическими проектами. Тем отраднее, что среди онлайн проектов, в обилии представленных на финальной презентационной сессии, не затерялись проекты технологические. В финальную 10-ку вошли два технологических проекта нашей команды, а один из двух – проект «GNSS Land Infrastructure» из Омска – получил признание жюри и первое место. Таким образом, было признано и качество работы «упаковщика» – «Центра коммерциализации инноваций». Подробнее об итогах образовательной программы РВК на форуме Селигер-2012 и проекте-победителе ниже:

//www.rusventure.ru/ru/press-service/news/detail.php?ID=10977
//www.cci-hse.ru/node/51
//www.rusventure.ru/ru/press-service/gallery/index.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=116

Резюмируя, хотелось бы отметить, что несмотря на всё ещё подавляющее количество стартап-проектов онлайн и ИТ направленности, количество интересных технологических проектов неуклонно растёт. Для дальнейшего развития и привлечения внимания рынка и инвесторов этим проектам нужна заботливая поддержка со стороны профессиональных «упаковщиков». Это понимают как сами проекты, так и основные игроки рынка – «Российская венчурная компания» и компания «МТС». Тем приятнее команде «Центра коммерциализации инноваций», а также поддерживающей её методологией и выпускниками Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, добиваться успехов и признания на столь сложном и ответственном направлении. Свидетельством признания являются благодарственные письма как от крупных игроков рынка, так и от молодых проектов, получивших качественные услуги по «упаковке»: